В Перми в издательстве «HylePress» вышла книга Дилана Тригга «Нечто. Феноменология ужаса». Это уже третья книга серии «Исследование ужаса». Также в этой серии были изданы книги Юджина Такера «Ужас философии» и Бена Вударда «Динамика слизи». Однако, я рано радовался. Издателей, как и авторов, интересует на столько хоррор как жанр искусства и явление культуры, сколько философия спекулятивного реализма — модный интеллектуальный тренд последних лет. Книгу Тригга я прочитал от корки до корки, работы Такера читал до этого на английском, а книжку Вударда лишь бегло пролистал. Тем не менее, почти все, что я скажу о книге «Нечто. Феноменология ужаса» применимо и к остальным книгам серии.

Дилан Тригг писал свою монографию при финансовой поддержке Ирландского исследовательского совета и Школы философии Университетского колледжа Дублина, а также французских философских институций. Любой российский ученый мог бы только мечтать о таких условиях работы. Что же из всего этого получилось?

В первой главе «Извне» автор сопоставляет позднюю работу основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля «Земля не движется» (1934), пропущенную сквозь интерпретацию другого феноменолога — Мориса Мерло-Понти — и фильм 1967 года «Куотермасс и колодец». Во второй главе под названием «Изначальный ужас» Тригг анализирует фильм Тарковского «Солярис» с помощью ранних работ философа Эммануэля Левинаса . В главах 3 и 4 — «Тело за гранью времен» и «Плоть вещи» рассматриваются пересечения между теориями Мориса Мерло-Понти и Квентина Мейясу с одной стороны — и жанром «боди-хоррора» с другой (Кроненберг, Карпентер, Кен Рассел). Наконец, заключение полностью посвящено анализу фильма «Нечто» Джона Карпентера с позиций феноменологии.

Каковы основные идеи книги? Собственно говоря, их не так много, а вернее всего одна: источник ужаса — это нечеловеческое в человеке. То есть главное в фильме ужасов — не столкновение с Другим (некой иррациональной силой, монстром и т.д.), а осознание, что ты и есть этот Другой. Что ж, мысль интересная. Проблема однако в том, что на всю книгу мысль всего одна.

А аргументы? Их не так-то просто изложить. Но не потому, что книга сложная — наоборот, она слишком простая. Аргументов нет. Их заменяют ссылки на знаменитых философов и фильмы ужасов. В этом не было бы ничего страшного. Но есть одна проблема. Когда Тригг читает Гуссерля, Левинаса, Мерло-Понти, Фрейда и Мейясу, он не видит в их текстах ничего, кроме своей собственной мысли. А когда он смотрит фильмы ужасов, он не видит в них ничего, кроме текстов феноменологов, в которых эта его мысль отражается.

Книга Тригга очень показательна для современной философии. Вместо авторского высказывания мы видим ссылки и ссылки на ссылки. Если бы этот текст был написан в СССР, где авторскую мысль приходилось прятать за цитатами классиков марксизма-ленинизма, было бы еще понятно. Но что заставляет так поступать свободного европейского мыслителя, пишущего книгу на хороший академический грант? А фиг его знает.

В результате мы получили очень странное исследование. К анализу фильмов ужасов применяется совершенно неадекватная методология. А для объяснения феноменологических теорий автор использует совершенно неподходящий материал боди-хорроров. Все было бы неплохо, если бы такой прием использовался в каких-нибудь научно-популярных лекциях, чтобы объяснить недалеким слушателям сложные философские теории. Впрочем, даже в этом случае заметно некое неуважение и к слушателям, и к философии, и к фильмам ужасов. А когда речь идет о книге — тем более.

Вспоминается цитата из «Горя от ума» Грибоедова: «О чем бишь Нечто? — обо всем». в данном случае Нечто получилось ни о чем. Не феноменология ужаса, а скорее ужасная феноменология, простите за каламбур.

Источник: horrorzone.ru

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *